среда, 5 ноября 2014 г.

Назначен первый зам.министра образования, науки, спорта и молодежной политики


Первым заместителем министра образования, науки, спорта и молодежной политике Республики Абхазия, назначен Дмитрий Гварамия. 05.11.2014


Круглый стол на тему:
«Инвестиционная деятельность в Абхазии:
климат, риски, правовое регулирование»
Организатор: НП ААЧКР
Докладчик: Басария А.Г.
Фонд Экспертного Содействия
«Айнар»
18.03.2014 г.
ДОКЛАД

Добрый день, позвольте от Фонда «Айнар» поприветствовать всех присутствующих!
Тема сегодняшнего круглого стола чрезвычайно важна для нашего общества, однако, как, возможно некоторые из вас знают, мы придерживаемся принципиально иного подхода к вопросам законотворчества в сфере экономики. Поясню: мы считаем, единственно здоровым и разумным путем – сначала точно установить свои возможности, свой потенциал; затем определится с финансово-экономической моделью; сперва разработать Программу Социально-Экономического Развития, и только после этого подобрать, соответствующий условиям и задачам, инструментарий. АПСАЦЭА ИРХЭОИТ: «ИЦЦАКЫЗ ИПА ДЛАШЭХЕИТ»
Ведь конкретные законы – это инструменты, не больше - не меньше; как можно их создавать, не зная ни чем, собственно, мы располагаем, ни чего точно хотим добиться.
К тому же, блок экономических законов должен быть вписан в существующую финансово-экономическую модель, а та, что мы имеем сегодня – совершенно нежизнеспособна. Собственно это признал и глава государства, напомню, что в послании Парламенту, Президент признал, что для решения только «кричащих» проблем, нам необходимо 86 млрд. руб. и сопоставил эту сумму с тем, чем мы располагаем. Думаю, никому из здесь присутствующих не надо объяснять, что по сути это было констатацией краха существующей системы. Зачем же разрабатывать законы, вписанные в существующую систему – а любой закон должен быть вписан в действующую финансово-экономическую модель – если эта система обречена и ее срочно нужно менять? Итак, на наш взгляд, ответственный подход подразумевает следующий порядок действий:
Первый этап, можно его условно назвать сбором информации; основные составляющие:
создание системы первичного учета;
инвентаризация основных фондов;
инвентаризация жилищного фонда;
земельный кадастр;
территориальное зонирование;
создание кадровой базы данных;
создание единой формы Паспорта Села и сбор соответствующей информации.
Приходится говорить об элементарных вещах и вся эта работа должна быть проведена как можно быстрей.
Второй этап – создание финансово-экономической модели, с учетом национальной культуры хозяйствования. Мы убеждены, что бездумное копирование чужих моделей – контрпродуктивно. И вообще, давайте решим, в стране какого типа мы хотим жить? Выбираем ли мы прямое народовластие, экологичность и социальную справедливость, или псевдодемократию, изуродованную природу колониальной страны и олигархический капитализм.
Третий этап – разработка Программы Социально-экономического Развития. Как мы уже не раз говорили, считаем, что техническое задание должно быть разработано здесь, в Абхазии, и даже если сама Программа будет создаваться за рубежом, наши специалисты должны принять непосредственное участие в этой работе.
И только после этих шагов станет ясно, какие законы нам нужны. Причем, мы считаем, что в некоторых областях деятельности, возможно, будет целесообразно использовать флэш-право.
Не смотря на все вышесказанное, считаю эту встречу, очень нужной и хочу поблагодарить организаторов сегодняшнего круглого стола за их усилия, потому что тема инвестиций в нашу экономику, в любом случае, настолько важна, что чем чаще мы будем собираться для обсуждения этого вопроса – тем ниже вероятность того, что мы совершим ошибки, губительные для нашей молодой страны.
Неоднократно, в наших публикациях, мы отмечали, что считаем необходимыми для Абхазии, инвестиции в экспортно-ориентированные предприятия и лишь в тех случаях, когда создать их самостоятельно, мы не можем. Позвольте пояснить.
Никто из нас не питает иллюзий относительно сути иностранных инвестиций – это не благотворительность и инвестору, как правило, глубоко безразлична судьба страны, в экономику которой он вкладывает деньги. Единственная цель инвестора – используя материальные и трудовые ресурсы данной страны и ее платежеспособный спрос, заработать деньги, а прибыль, разумеется, вывезти, причем в свободно конвертируемой валюте. Напомню, мы говорим об иностранных инвестициях в предприятия, рассчитанные на внутренний рынок. Но мы же понимаем, что экономический рост в основном происходит за счет прибавочной стоимости, если же значительная ее часть будет вывозиться из страны, то, как развиваться? Никого ведь не привлекает образ «белки в колесе». А именно это мы и получаем – бег на месте.
Отдельный вопрос – расплата с инвестором. Углубляться в эту тему, мы сегодня не можем, по причине полной неопределенности в вопросе нашей финансовой системы – собирается ли Абхазия официально войти в рублевую зону или у нашего руководства есть планы по созданию собственной денежной единицы. Важнейшие вопросы, но они даже не обсуждаются.
Что очень важно – говоря о предприятиях, ориентированных на внутренний рынок, мы ведь подразумеваем относительно не сложные производства и стоят они не очень дорого. Мы убеждены, что Абхазия может решить эти вопросы самостоятельно. Да что там говорить! На деньги, выделяемые РФ с 2008 г., можно было бы создать уже очень и очень многое, если бы мы использовали их с умом. Но конечно, в любом случае, один из важнейших вопросов – мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов. Считаю, что эта тема, достойная отдельных встреч и обсуждений. Сейчас, ограничусь тем, что по нашему убеждению основным механизмом этого процесса должно быть акционирование. Одним словом, просто глупо отдавать кому-то то, с чем можешь справиться сам.
Теперь, позвольте немного о том, какие иностранные инвестиции, по нашему мнению, нам действительно нужны. Собственно должны быть выполнены всего три условия:
1. если создание конкретного производства нам не по силам, либо оно стоит слишком дорого, либо создание такого предприятия, подразумевает наличие передовых технологий и достаточного числа высококвалифицированных кадров, которыми мы не располагаем;
2. основная часть продукции предприятия будет идти на экспорт.
3. создание конкретного предприятия должно соответствовать Программе Развития.
Вот за такие инвестиции нам придется побороться. Только создавая такие предприятия, мы получим высококвалифицированные рабочие места, наполним бюджет и сможем возродить научные институты, то есть перейдем на качественно новый уровень жизни.
Скорейшее создание в Абхазии таких предприятий настолько жизненно важный вопрос, что для достижения этой цели, на наш взгляд, есть смысл использовать флеш-право, в том числе и в области привлечения инвестиций.
Как вы уже поняли, я считаю преждевременным принятие данного закона, но все же разрешите обратить ваше внимание на один момент.
Данный законопроект всего-лишь приравнивает внутреннего инвестора с иностранным. А мы считаем, что внутренний инвестор всегда должен пользоваться приоритетом.
Еще раз призываем к четкому порядку действий в проведении экономической политики.
ИИАШОУП, АПХАЛ КАЗЦО ИАХЬИТАХУ АМАА АИТОИТ, АХА АМАА АЦАЧЫ ИОУТАР КАЛАДЗОМ!
ПРОДАЖА СТРАНЫ КАК СПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ ВЛАСТИ.
В четверг Парламент проголосовал за продажу 6 гектаров нашего побережья в поселке Цандрыпш, компании «Донтабак», за 20 млн.руб., то есть по цене хорошей сочинской квартиры. Президентское большинство «отработало вопрос». Давайте называть вещи своими именами – это продажа части страны. Теперь у этого уголка Абхазии есть новые хозяева, которые будут зарабатывать на нашей Природе деньги. А что получаем мы? Правительство отвечает, что мы получаем рабочие места и налоги.
Давайте точно опишем, сложившуюся у нас ситуацию. Мы имеем власть, совершенно не способную организовать в Абхазии созидательный процесс. Эти людям доступны два вида экономической активности, а именно: освоение присылаемых из центра денег и продажа страны, под видом долгосрочной аренды или прямой продажи, не важно. Поскольку, финансовый поток из России оскудевает, неизбежна активизация второго вида деятельности. Народу будут твердить – вот вам рабочие места, что, разве это плохо? Хочется ответить – если это так хорошо, пусть ваши дети идут работать горничными и официантами. А налогов, будем надеяться, хватит на регулярное обновление автопарка наших «строителей государства». На самом деле все это совершенно не смешно, год-два в таком режиме и мы останемся без страны. Может и раньше.
Почему подобный сценарий возможен в принципе? Позвольте высказать свое мнение. Потому что в нашем обществе, идея продажи земли не встречает всеобщего категорического отрицания. Все чаще в последнее время, слышны голоса: «мы хотим быть капиталистами или нет? Хотим! Значит надо дать людям право покупать и продавать землю!» Алогичность мышления налицо. На самом деле, земля – наш главный капитал, если не единственный. Прибрежная земля – тем паче. Как вы охарактеризуете капиталиста, который мечтает как можно быстрее избавиться от своего капитала? Наверное, если деликатно, то - «неадекватный тип».
Есть три категории людей, выступающих за продажу земли иностранцам.
Первая - это временщики, чувствующие себя чужими на этой земле, с их мотивацией вся ясно.
Вторая категория – это люди уставшие от бедности и не видящие другого выхода из ситуации, кроме как продать землю. Их можно понять, ведь многие из нас в том же положении. К ним только один вопрос: братья, а если ваши дети и внуки, ради благополучия которых вы готовы сегодня продать землю, захотят быть хозяевами на своей земле, то есть капиталистами, будет ли у них такая возможность? Ведь распродавая страну, мы не оставляем им даже шансов.
Но есть еще и третья категория, самая опасная. Это люди, которые благодаря замечательному сочетанию энергичности и бесстыдства прорвались во власть и жаждут статусных игрушек и дорогих развлечений, короче «стеклянных бус». Знаний и длинной воли, достаточных для обретения жизненных благ на пути созидания у них нет. Что делать? Продавать страну? Ну, значит так. Ведь «стеклянные бусы» так желанны, а жизнь так коротка!
Дорогие сограждане, мы пришли к тому, что скорейшее выведение из органов власти представителей этой категории, стало вопросом сохранения нашей страны.


  • Вера Ларина .., главное. Чтоб истина родилась ...)
  • Иоланта Отырба ... хотя бы путь к ней...))
  • Asida Agrba здорово, что молодежь обсуждает и думает о своем же будущем...молодцы ребята)
  • Иоланта Отырба Сложные задачи предстоит решать в стране ... С данной группой связаны надежды. Надеюсь, здесь нет шор, а значит есть понимание, что все достижимо, прорыв возможен... еееще какой..!!)))
  • Анатолий Отырба Очень важно, что практически никто из этих ребят не сидит на "кредитном крюке", на который система власти посадила подавляющую часть элиты старшего поколения, с помощью которого и манипулирует ими. Эти же ребята, будучи свободными, способны принимать самостоятельные решения и открыто противостоять системе, чего не мог себе позволить даже Временный Совет, получивший от народа на Сходе прямой мандат на высшую власть.
  • Џьапуа Алмас Спасибо Анатолий )
  • Анатолий Отырба Алмас. За что? Я лишь констатировал факты.
  • Рауль Агрба Браво !!! Трезво размышляющим людям . ЭВОЛЮЦИЯ ПО-АБХАЗСКИ
    Складывается впечатление, что далеко не все граждане Абхазии осознали, что же, собственно говоря, произошло 27 мая. Дело ведь не в личности бывшего Президента, все намного глубже. Александр Золотинскович вовсе не демоническая персона, он типичный представитель генерации партийных работников Абхазского Обкома Компартии Грузинской ССР, со своими сильными и слабыми сторонами. Проблема в том, что никто из этих людей не знает, что делать со страной. Не с Автономной Республикой Абхазия, а именно со страной Республика Абхазия.
    На самом деле, что нам предлагалось все эти годы в области государственной идеологии? Лаконичнее всех, предлагаемую нам, идеологическую базу сформулировал один из самых эксцентричных сухумчан, известный под прозвищем «Марадона». Напомним оба пункта (их всего два):
    п.1 Шеварнадзе ….……! ;
    п.2 Да здравствует свободная Абхазия!
    И хотя, ни с одним из пунктов не поспоришь, для создания успешного государства, этого очевидно недостаточно. А больше у них ничего нет. Традиционные абхазские ценности, в качестве базы для построения системы управления страной, социальных институтов и форм хозяйствования, ими явно не рассматриваются.
    В области экономики, им доступны всего два направления, мы об этом уже писали – освоение присылаемых из «центра» денег и/или продажа страны. Деньги из «центра» иссякают, а сдать нашу страну в аренду каким-то денежным мешкам, мы не позволим. Но никаких других идей у них нет, и не ожидается.
    И что же мы наблюдаем на этом фоне? Мы видим как эти «государственные деятели» устремились к опустевшему трону провинциального царька. Ничего удивительного – некоторые виртуозные интриганы, часто бывают людьми ограниченными. Они, похоже, так ничего и не поняли. Не будет больше никаких царьков. Мы начинаем строить страну, настоящую страну, и они в этом процессе принять участие не могут, в силу удушающего сочетания некомпетентности и стяжательства. Ну, зачем им это кресло!? Республика уже находится в зоне социально-экономической катастрофы, и что с этим делать они не знают. Повторимся – сдать страну, чтоб решить все проблемы, им никто не позволит. Неужели непонятно, что оказавшись на вершине власти, они, автоматически, попадут под волну народного гнева. А ведь в следующий раз, все будет гораздо жестче. Вот и хочется спросить – куда вы рветесь? Ведь ваше материальное состояние, позволяет вам не думать о хлебе насущном до конца ваших жизней, и это еще мягко сказано. Может было бы благоразумней остановиться?
    Говоря по правде, большинство нашей властной «элиты» являются носителями мировоззрения, характерного для советской номенклатуры Грузинской ССР 70-х-80-х годов. Сегодня это мировоззрение, эта поведенческая модель, абсолютно невостребованны, даже деструктивны.
    Настало время возрождения абхазского мировоззрения, как основы для построения общества. Что касается модели управления страной, мы не устанем предлагать людям идею создания Национального Совета, с широким народным представительством, как органа высшей власти.
    И пожалуйста, хватит уже этих стенаний по поводу «растаптывания конституции». Жить в стране с такой конституцией – просто стыдно. Если поклонникам этого «шедевра», все же удастся отстоять этот, видимо, сакральный для них документ, то одно изменение внести все-таки придется, а именно – заменить по всему тексту термин «Президент» на «Абхазбаши».
    Итак, можно резюмировать: нам, в любом случае, необходима смена поколений во власти. Нужны новые люди, свободные от коррупционной круговой поруки. Новые люди с новыми идеями. Что касается предстоящих выборов, то народ устал выбирать между сомнительными харизмами потенциальных царьков. Люди хотят увидеть команду с планом действий. Именно так: вызывающая доверие команда с убедительной программой действий. Вот кто представит народу сильную команду со спасительным планом, тот, скорее всего, и победит на выборах.
    P.S. А вот граждане Грузии в выборах Президента Республики Абхазия участвовать не будут. Если, конечно, мы не полностью утратили самоуважение.

    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДОГОВОР С КАНДИДАТАМИ В ПРЕЗИДЕНТЫ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

    Тяжелая ситуация, сложившаяся практически во всех отраслях жизнедеятельности Республики Абхазия привела к острому политическому кризису. В настоящее время народ Абхазии готовится к выбору нового главы государства. Общество проявляет серьезную озабоченность перспективами развития страны. Волюнтаристский подход к принятию решений, отсутствие стратегических целей и задач, безответственность и вседозволенность при реализации государственной политики должны навсегда уступить место новым принципам управления страной, основанным на народовластии, законности, стратегическом планировании, единстве и учете интересов всех здоровых политических и общественных сил.
    Положения настоящего Договора не предполагают навязывание кандидатам в Президенты Республики Абхазия персонифицированного догматического видения развития Республики Абхазия, не ставят жестких рамок дозволенного и никоим образом не ограничивают конституционные полномочия вновь избранного Президента по определению основных направлений внутренней и внешней политики страны. Вместе с тем, положения настоящего Договора отражают первостепенные, безоговорочно необходимые шаги – выполнение которых обязательно для главы абхазского государства, в независимости от его политических, идеологических, социально-экономических и других взглядов. Общество уже не верит красивым словам и пустым предвыборным обещаниям, но готово поддержать смелые, решительные и, самое главное, правильные поступки.
    Подписание настоящего Договора означает безусловную обязанность кандидата в Президенты Республики Абхазия реализовать все положения настоящего Договора и следовать им в течение всего срока исполнения полномочий Президента Республики Абхазия, в случае своей победы на выборах 24.08.2014 (в первом или втором туре).

    1.Государственный статус:
    -государственный суверенитет Республики Абхазия является незыблемым и не подлежит пересмотру, ущемлению, ограничению в любых формах и видах;
    - заключение или инициирование заключения любых международных договоров и соглашений, принятие иных нормативных правовых актов, подрывающих суверенитет Республики Абхазия, недопустимо;
    -до 1 января 2015 года ввести уголовную ответственность за действия (включая призывы, пропаганду, агитацию), направленные на пересмотр положений статьи 1 Конституции Республики Абхазия.

    2.Демография:
    - до 1 января 2016 года выработать и принять Государственную демографическую программу Республики Абхазия;
    - до 1 января 2016 года создать систему мер протекционистского характера, направленных на недопущение принятия каких-либо политических или хозяйственно-экономических решений, способных привести к изменению демографического баланса в стране в ущерб титульной нации Республики Абхазия.

    3.Энергетическая сфера:
    - в кратчайшие сроки (не более 3-х месяцев с даты вступления в должность) организовать независимый аудит работы энергосистемы Республики Абхазия;
    -             в течение 6 месяцев после проведения аудита, разработать доктрину энергетической безопасности и развития энергетической отрасли Республики Абхазия.

    4.Государственное имущество:
    - до 1 января 2017 года национализировать несправедливо и незаконно приватизированные и переданные в аренду национальные (общенародные) богатства. В дальнейшем, при их распределении, строго придерживаться принципам законности, справедливости и экономической целесообразности;
    - до 1 декабря 2015 года представить общественности список всего приватизированного и переданного в аренду государственного имущества с 1993 г. по 2014 г. включительно;
    - незамедлительно ввести мораторий на принятие нормативных правовых актов, разрешающих приобретение иностранным гражданам жилья на территории Республики Абхазия до разработки и утверждения Государственной демографической программы Республики Абхазия, оценки соответствующих рисков и проведения обязательных общественных слушаний по данному вопросу.

    5.Государственное управление:
    - до 1 апреля 2015 года разработать и внедрить критерии оценки эффективности работы государственных служащих любого уровня;
    - до 1 апреля 2015 года ввести прозрачную конкурсную систему поступления на государственную службу.

    6.Борьба с коррупцией:
    - до 1 декабря 2014 года разработать и принять изменения в закон, которые позволят обеспечить полную независимость Контрольной палаты от исполнительной ветви власти;
    - до 1 января 2015 года внедрить казначейскую систему исполнения бюджета;
    - в связи с тем, что почти все строящиеся сегодня объекты, возводятся без проектов, прохождения комплексной экспертизы и общественных слушаний  и тендеров, до 1 декабря 2015 года учредить Государственную экспертизу;
    - организация работы вышеуказанных структур должна быть основана на принципах гласности и открытости;
    - до 1 марта 2015 года разработать и принять законодательство о государственных закупках, а также декларировании доходов и расходов чиновниками и членами их семей.

    7.Сбор и анализ информации:
    - до 1апреля 2016 года создать полноценную систему первичного учета;
    - до 1 января 2015 года разработать и принять закон, предусматривающий уголовную ответственность за умышленное искажение статистических показателей, на основе которых формируются государственные программы и анализируется эффективность государственного управления;
    -до 1 апреля 2016 года провести инвентаризацию основных фондов и жилищного фонда;
    - до 1 октября 2015 года создать земельный кадастр и провести территориальное зонирование;
    - до 1 марта 2015 года создать базу данных специалистов для оценки кадрового потенциала страны;
    - до 1 октября 2016 года создать градостроительные планы(Ген.планы городов и районов);
    - до 1 января 2015 года ввести в эксплуатацию геоинформационную систему для моделирования процессов природного и социального характера на территории Республики Абхазия.

    8.Программа социально-экономического развития:
    - по итогам полноценного сбора первичных данных, в течение 2-х лет разработать среднесрочную(5-10лет) и долгосрочную(15-25) программу социально-экономического развития Республики Абхазия;
    - создать финансовую систему страны, соответствующую программе социально-экономического развития Республики Абхазия.

    9.Экологическая безопасность:
    - до 1 января 2015 года установить мораторий на разработку полезных ископаемых до принятия экологической доктрины;
    - до 1 января 2016 года перейти на зеленые стандарты в строительстве, принять Закона об органическом сельском хозяйстве, начать переход к принципам устойчивого развития, сформулированным на Рио-92 и Рио +20, которые с точностью, соответствуют традиционному абхазскому мировосприятию и методам хозяйствования;
    -безотлагательно объявить Абхазию экологичным государством, с внесением соответствующих изменений в Конституцию.

    10.Армия и оборона:
    - до 1 января 2016 года разработать военную доктрину абхазской армии, обороны и безопасности.

    11.Здравоохранение:
    - в срок до 1 июня 2015 года разработать Закон о здравоохранении с широким привлечением медицинского сообщества Республики Абхазия, с последующими общественными слушаниями. Принять закон о здравоохранении не позднее 1 января 2016 года.

    12.Образование:
    - разработать Концепцию реформы образования с широким привлечением профессорско-преподавательского сообщества, с последующими общественными слушаниями в срок до 1 мая 2015 года;
    - принять закон об образовании на базе концепции реформы образования в срок до 1 января 2015 года.

    13.Язык:
    - разработать и принять современные эффективные методики ускоренного обучения абхазского языка в срок до 1 января 2016 года;
    - открыть государственные центры массового бесплатного изучения абхазского языка по разработанным методикам. Срок реализации проекта, с подготовкой преподавательского состава, не более 6 месяцев;
    - по истечению трех лет со времени начала работы государственных центров массового изучения абхазского языка, обеспечить перевод всего документооборота на государственный язык.

    14.Гарантии неприменения силы:
    По итогам выборов в случае возникновения споров, стороны обязуются решать их путем переговоров. Применение насилия, а, тем более оружия, как способов решения возникающих проблем неприемлемо.

     
    Tengiz TarbaПочему ради этой земли мы готовы жить и умирать. Ответы на самые сложные вопросы нашего настоящего можно получить просто встретив закат в горах Абхазии. Только единство и созидание вопреки всему позволят сосуществовать народу Абхазии в гармонии с землей, которая всегда была для нас живой и священной. ЗАЯВЛЕНИЕ ФОНДА "АЙНАР" ПО ПОВОДУ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ РФ И РА
    13.10.2014 на общественное обсуждение был вынесен проект нового договора между РА и РФ "О союзничестве и интеграции".
    Фонд экспертного содействия "Айнар" считает, что представленная
    редакция данного договора не соответствует коренным интересам абхазского народа ввиду существенных ограничений государственного суверенитета нашей страны как во внутренней, так и во внешней политике. Выстраивание партнерских, союзнических отношений с РФ в новых геополитических реалиях требует гибкого подхода, но в основе этого подхода должны лежать незыблемые ценности и приоритеты, закрепленные в том числе в Конституции Республики Абхазия. Проект договора не отвечает вышеуказанным требованиям и в этой связи должен быть подвергнут переосмыслению и существенной доработке. Заключение договора в представленной редакции для нас категорически неприемлемо.

    Олег Дамения пишет: (дает интервью) "Одним духом сегодня ничего не решить..."
    Ровно те же слова говорили Владиславу в 1992 году. Почти все говорили.
    Всегда, во все времена - только один дух и решает.
    А когда решает брюхо и как бы выжить - тогда это называется гетто, где по праздникам будут показывать скачущих людей в папахах и бурках, кричащих про "апсуара", "а не духа абхазского, ни слова абхазского там не будет". Цитата по Владиславу. "Страсти по Владиславу".

    КОНЦЕПЦИЯ
    создания Комиссии по государственному развитию и реформам
    при Президенте Республики Абхазия
    I. Вступление
    Абхазский народ отстоял свое право на свободу и независимость в тяжелейших условиях военного противостояния с внешним врагом, тотальной изоляции, экономической и политической блокады. Курс на международное признание Республики Абхазия как суверенного, демократического, правового государства был частично реализован в 2008 году в связи с признанием независимости нашей страны Российской Федерацией и некоторыми другими государствами членами ООН. Однако воспользоваться открывшимися в этой связи возможностями не удалось. Управление страной после политического признания осуществлялось безынициативно, по инерции. Крайне мало внимания уделялось стратегическому планированию. Реформы если и проводились, то медленно и непоследовательно, без соответствующей научно-аналитической (экспертной) поддержки. Закономерным итогом такого управления явился всеобъемлющий застой и политический кризис, приведший к внеочередной смене власти.
    Сегодня, необходимость перемен очевидна всем. Нужны реформы – смелые и эффективные, направленные на укрепление и обновление государственных основ, модернизацию политической, экономической и финансовой систем, решение демографической проблемы, развитие государственной идеологии и общественного самосознания. Вместе с тем, следует учитывать, что любая реформа связана с рисками, минимизация которых требует всестороннего анализа ситуации и детального планирования. Политическая элита должна ставить перед собой последовательные, строго определенные цели и знать, как добиваться этих целей с максимальной эффективностью.
    Важнейшим условием для реализации эффективных реформ, а также сведения к минимуму сопутствующих им рисков, является проведение единой, централизованно-управляемой государственной политики реформ. Представляется, что направлять и контролировать этот процесс должно высшее должностное лицо – Президент, путем постановки соответствующих задач, утверждения и координации предлагаемых решений, а так же контроля за их исполнением. Но функции по выработке государственной политики реформ, подготовке соответствующих предложений, программных документов, концепций и т.п., должен осуществлять коллективный разум – мощный мозговой центр с серьезными аналитическими и творческими возможностями, широкими полномочиями и исключительной государственной поддержкой на всех уровнях. В этой связи целью настоящей Концепции является теоретическое обоснование создания такого органа, а также выработка практических рекомендаций по его структуре, компетенции и месту в системе органов государственной власти Республики Абхазия.
    II. Цели и задачи
    Прежде чем преступать к масштабным реформам, необходимо определить генеральную цель всех дальнейших действий органов власти и других социальных институтов в деле обеспечения развития государства на долгосрочную перспективу – сформулировать новую национальную идею, которая должна:
    - быть общей для абсолютного большинства граждан нашей страны, т.е. отражать реальные национальные интересы абхазского народа;
    - иметь высший приоритет государственной важности и общественной значимости, т.е. вытекать из логической необходимости ее достижения как таковой;
    - быть достижимой, в том числе с использованием (по большой части) собственных сил, ресурсов, знаний, навыков и умений, т.е. в независимости или даже вопреки воле внешних противодействующих сил.
    В этой связи представляется, что в качестве таковой необходимо рассматривать вовсе не популярную ныне идею о всеобщем признании независимости Республики Абхазия и становлении ее в качестве полноправного члена мирового сообщества. Генеральной целью нашей страны должно стать создание высокоэффективного, социально-ориентированного, суверенного государства, способствующего укреплению и развитию абхазской нации на базе исконно абхазских ценностей и традиций.
    Соответственно, из общей генеральной цели должно быть выведено несколько стратегических целей (подцелей), выполнение которых необходимо для достижения цели генеральной, а именно:
    - финансово-экономическое благополучие государства, основанное на максимальном вовлечении и эффективном использовании национальных богатств в экономике;
    - материальное благополучие населения, обеспеченное созданием справедливых условий для распределения общественных благ и национальных богатств между всеми гражданами;
    - создание идеологических основ укрепления и развития абхазской нации, ее количественных (решение демографического вопроса) и качественных (повышение уровня образования, физического, духовного и нравственного развития) характеристик;
    - обеспечение полного государственного суверенитета и создание полноценной системы национальной безопасности, гарантирующей высокий уровень защиты государства от внешних и внутренних угроз, включая условия для безопасной жизнедеятельности граждан.
    Определение высшего уровня целеполагания посредством закрепления генеральной и стратегических целей, предполагает также формирование среднего и начального уровней, т.е. выработку промежуточных целей и обусловленных ими задач. Образуемое таким образом дерево целей, каждая ветвь которого взаимосвязана и взаимообусловлена, представляет собой лишь теоретическую конструкцию, продукт чистого разума. Для достижения практических результатов, теоретическая модель должна быть подкреплена соответствующей методологией. Объединение целеполагания и методологии в рамках одной модели, с учетом общегосударственного характера и масштаба предлагаемых преобразований, является архисложной задачей для любого управленческого субъекта и, в этой связи, не может быть поручена одному или нескольким действующим органам власти в качестве дополнительной нагрузки к имеющемуся функционалу.
    Вышеизложенное обуславливает практическую необходимость закрепления указанных функций за специально созданным органом, к исключительной компетенции которого следует отнести решение следующих вопросов:
    - разработка основополагающего стратегического документа, определяющего цели и задачи Республики Абхазия на всех уровнях целеполагания в общегосударственном масштабе (далее – Национальная доктрина Республики Абхазия);
    - разработка методов (требований, условий) эффективной реализации Национальной доктрины Республики Абхазия, формирование на их основе соответствующих отраслевых программ и концепций;
    - консолидация, интеграция и содействие формированию государственных и общественных инициатив прикладного и концептуального характера, направленных на реализацию Национальной доктрины Республики Абхазия или ее отдельных направлений;
    - координация деятельности властных и управленческих структур на стадии выработки и реализации государственных программ, осуществления контроля за их соответствием положениям Национальной доктрины Республики Абхазия.
    III. Структура и организация работы
    В качестве основополагающих принципов работы нового органа можно выделить следующие:
    - наличие закрепленных в законе полномочий, гарантирующих относительную самостоятельность органа в рамках порученной ему функции;
    - коллегиальность в работе и принятии решений;
    - полная прозрачность (открытость) деятельности;
    - свободный доступ к государственным информационным системам;
    - налаженное взаимодействие с органами государственного управления;
    - широкое сотрудничество с научной и экспертной средой.
    В этой связи важно определить организационно-правовую форму и место данного органа в системе органов государственной власти. С учетом масштабов и характера поставленной задачи, нецелесообразно создавать подобную структуру в рамках Кабинета Министров или Администрации Президента Республики Абхазия, функции которых в наиболее общем виде сводятся соответственно к непосредственному исполнению (реализации) государственной политики и к обеспечению деятельности Президента Республики Абхазия. Представляется, что наиболее удачным вариантом стало бы выделение его в самостоятельную структуру, подотчетную непосредственно Президенту. Приемлемая организационно-правовая форма и рабочее наименование данного органа – Комиссия по государственному развитию и реформам (КГРиР) при Президенте Республики Абхазия (далее – Комиссия).
    Возможная структура Комиссии может быть организована следующим образом. Структура Комиссии включает в себя:
    - постоянных членов, в том числе Председателя;
    - административно-технический аппарат, обеспечивающий деятельность комиссии;
    - постоянно действующие рабочие группы.
    Постоянные члены комиссии назначаются и освобождаются от должности по решению Президента Республики Абхазия. Количество постоянных членов не должно быть очень велико, в пределах 10-15 человек. Председатель избирается на первом заседании Комиссии сроком на один год, руководит работой Комиссии и представляет ее во взаимоотношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Подбор инициативных, энергичных кадров на замещение должностей постоянных членов Комиссии, обладающих необходимыми деловыми и профессиональными качествами, – первое и необходимое условие эффективности деятельности Комиссии.
    Административно-технический аппарат формируется на договорных началах из числа специалистов, необходимых комиссии для надлежащего исполнения своих задач и функций. Он должен быть достаточно компактным и при этом обеспечивать Комиссию всей необходимой информацией, справочными и аналитическими материалами, решать другие оперативные задачи.
    Рабочие группы Комиссии формируется по отраслевому принципу при непосредственном участии постоянных членов Комиссии. Помимо одного или более постоянных членов Комиссии в состав рабочий группы включаются представители профильных министерств и ведомств, депутаты Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия, ученые, эксперты, представители общественности. Руководит работой рабочей группы один из представленных в ней постоянных членов Комиссии. Решения, принимаемые в рабочих группах, имеют рекомендательный характер и должны в установленном порядке утверждаться Комиссией.
    Работа Комиссии и ее рабочих групп должна строиться на принципах коллегиальности и гласности принимаемых решений. По ключевым вопросам целесообразно организовывать широкие общественные слушания. Окончательное решение о принятии Национальной доктрины Республики Абхазия и иных концептуальных документов, разработанных Комиссией, должно оставаться за Президентом Республики Абхазия в соответствии с закрепленным в статье 53 Конституции Республики Абхазия полномочием по определению основных направлений внутренней и внешней политики.
    Важным условием эффективности Комиссии является создание надлежащих материально-технических, организационных, правовых и иных условий ее работы, установленных законом. Закрепление статуса Комиссии на уровне закона позволит ей утвердиться в статусе ключевого органа, обеспечивающего реализацию централизованно-управляемой государственной политики реформ, установить механизмы взаимодействия с другими органами государственной власти.
    IV. Заключение
    Новейшие вызовы времени требуют смелых и решительных действий. Если мы хотим сохранить нацию и обеспечить ее устойчивое развитие, нашему обществу необходимо реализовать закрепленную в настоящей Концепции Генеральную цель, построить эффективное, конкурентоспособное государство. Поскольку такое государство – это сложнейший, многофункциональный механизм институционального уровня, осуществить его создание и стабильное функционирование на основе простых инерционных решений невозможно. Как показывает мировой исторический опыт, единственный выход из сложившейся ситуации – консолидация государственных и общественных усилий в рамках единой структурной организации, мобилизация интеллектуальной элиты и всех имеющихся ресурсов страны.
    Создание Комиссии должно поспособствовать вышеизложенному, а также обеспечить определение эффективных путей развития и наилучших способов их преодоления. Подобного рода структуры были созданы во многих странах, большинство из которых, руководствуюсь результатами их работы, сумели осуществить качественный прорыв. Не следует ли нам учесть этот опыт и совершить собственный рывок в будущее? Безусловно, следует. А основой для этого может и должна стать Комиссия и проделанная ей работа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий